ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Вскармливание ребёнка первого года жизни.Пенриоды дошкольного и школьного возраста.
Вскармливание ребёнка первого года жизни.Пенриоды дошкольного и школьного влзраста.
Вскармливание ребёнка первого года жизни.


Организация правильного питания детей первого года жизни является определяющим фактором в последующем развитии, заболеваемости, смертности населения в общем. Ребёнок первого года жизни испытывает потребность в полноценном рационе в связи с развитием и интенсивным ростом организма, бурным психомоторным развитием.

В зависимости от того, получает ли ребёнок материнское молоко и в каком количестве, различают три вида вскармливания детей до года:
- естественное,
- смешанное,
- искусственное.

Естественное вскармливание.

Под естественным вскармливанием подразумевается питание детей до года молоком матери с введением коррекции и прикорма, при этом количество грудного молока должно быть не менее 4/5 суточного объёма.

Преимущества естественного вскармливания:
1.Женское молоко по составу оптимально сбалансировано по питательным веществам, их составу и калорийности для растущего организма ребёнка.
Белок. Количество белка в три раза меньше, чем коровьем молоке. По структуре он близок к клеткам ребёнка и представлен в основном мелкодисперсными фракциями (альбумины), что обеспечивает створаживание молока в желудке более мелкими хлопьями и облегчает усвоение. Женское молоко содержит уникальную аминокислоту ТАУРИН,
которая обладает нейроактивными свойствами. Отсутствие таурина приводит к запоздалому развитию ЦНС.
Жиры. Количество жира в женском и коровьем молоке практически одинаково, имеется значительная разница в его составе – в грудном молоке в несколько раз больше легко усвояемых ненасыщенных жирных кислот. Кроме того в нём содержится фермент ЛИПАЗА, который начинает расщепление жиров в желудке, что стимулирует появление активной кислотности в желудке, эвакуаторной его функции, и более раннему выделению панкреатического сока.
Углеводы. Содержатся в женском молоке в относительно большем количестве. На 90% они состоят из В-лактозы, которая стимулирует рост нормальной флоры кишечника с преобладанием бифидобактерий. Кроме того она участвует в синтезе витаминов группы В.
Микроэлементы. Их содержание и соотношение соответствуют потребностям ребёнка. Концентрация кальция и фосфора ниже, чем в коровьем, но они легче усваиваются. Поэтому дети на естественном вскармливании реже и легче болеют рахитом. Другие микроэлементы (натрий, магний, хлор, железо и др.) содержатся в меньшем количестве, но в форме значительно лучшей для усвоения. Например, железо в женском молоке 0,5 мг/л, а в смесях 1,5 мг/л, но биодоступность соответственно 50% и 5%. Натрия в 4 раза меньше, чем в коровьем молоке. Избыточная нагрузка натрием может стать причиной развития у ребёнка вегетососудистой дистонии.
2.Иммунобилогическая защита.Женское молоко, особенно молозиво, очень богато иммуноглабулинами, преимущественно класса А. 90% приходится на IgA, который играет основную роль в местном иммунитете ЖКТ. Лейкоциты женского молока синтезируют интерферон, обеспечивающий защиту от вирусных инфекций. В его состав входит антибиотик ЛАКТОФЕЛИЦИН – защита от бактерий.
3.Женское молоко отличается высоким содержанием витаминов и их высокой активностью. В частности это относится к витамину D, что важно для профилактики рахита.
4.Женское молоко полностью лишено антигенных свойств, что снижает появление у ребёнка аллергических реакций.
5.Состав женского молока меняется при наличии внутриутробно возникших заболеваний. Это рассматривается как компенсаторная реакция на развитие патологии плода.
6.При искусственном вскармливании желудочная секреция увеличивается в 5 раз, что приводит к нарушению хода созревания и в дальнейшем способствует развитию заболеваний ЖКТ.
7.Молочные железы матери как и плацента являются мощнейшим барьером для микроорганизмов, солей тяжёлых металлов и других вредных веществ.
8.Вскармливание грудью способствует формированию взаимосвязи матери и ребёнка, что значительно влияет на психическое развитие ребёнка и процессы заживления у матери.


Смешанное вскармливание.


Под смешанным вскармливанием понимают вскармливание ребёнка первого года жизни грудным молоком в сочетании со смесями. При этом грудное молоко составляет не менее 1/5 общего количества пищи. При этом виде вскармливания в связи с недостатком грудного молока вводят докорм молочными смесями. Докармливать ребёнка нужно только после кормления грудью. Что бы ребёнок не отказался от груди, смеси даются через соску с небольшим отверстием. Чередование кормлений грудью и смесями не рекомендуется, т.к. это приводит к снижению лактации.



Искусственное вскармливание.

Под искусственным вскармливанием понимают вскармливание ребёнка первого года жизни молочными смесями на основе коровьего молока. Грудное молоко при этом составляет менее 1/5 объёма пищи.
Молочные смеси подразделяются на простые и адаптированные, кислые и сладкие, нативные и сухие. Эти же смеси дают и при смешанном вскармливании.
К неадаптивным сладким нативным смесям относят В-рис, В-гречу, В-овёс. Они содержат 2/3 молока и 1/3 крупяного отвара с добавлением сахара.
К неадаптивным кислым нативным смесям относят В-кефир – 2/3 кефира и 1/3 рисового отвара. В-смеси дают детям с 3 недель до 3 месяцев, затем заменяют цельным кефиром с добавлением 5% сахара.
Вскармливание простыми смесями требует соблюдения определённых правил. Энергетическая ценность их выше за счёт увеличения количества белка, что приводит к более длительной задержке смеси в желудке. Поэтому удлиняют интервалы между кормлениями до 3,5-4 часов. Раньше назначают сок, овощное пюре.
В настоящее время простые смеси повсеместно вытесняются адаптивными молочными смесями, которые приближенны по своему составу к грудному молоку, обогащены витаминами и минеральными веществами.


Расчёт объёма пищи и частота кормлений.

Расчёт необходимо производить при недостаточном наростании массы ребёнка, беспокойстве между кормлениями, при вскармливании сцеженным молоком и его заменителями.
Наиболее точный – калорийный метод. Суточная потребность в килокалориях на килограмм составляет:
1-я четверть года – 120-125 ккал.
2-я – 120-115 ккал.
3-я – 115-110 ккал.
4-я – 110-100 ккал.
Один литр грудного молока содержит 700 ккал. Зная возраст и массу ребёнка можно рассчитать его потребность в молоке:

V=(X*n)*1000/700, где V – суточный объем молока, X – потребность в ккал на килограмм для определённого возраста, n – возраст в месяцах.

Более простой, но менее точный метод – расчёт по объёму от массы тела. Ребёнок от 2 до 6 недель должен получать 1/5 часть массы тела в сутки, от 6 недель до 4 месяцев - 1/6, от 4 до 6 месяцев – 1/7, от 6 до 12 месяцев – 1 литр.

Режим кормлений. До 3-4 месяцев каждые 3 часа с 6-часовым ночным перерывом, т.е. 7 раз в сутки. С 4.5 до 9 месяцев – 5 раз в сутки. С 9 месяцев – 4 раза.

Коррекция питания.

Грудное молоко обеспечивает потребности ребёнка только до определённого возраста. Корригирующие добавки вводят в следующей последовательности с учётом индивидуальной непереносимости продуктов:
- с 4 месяцев фруктовый сок. Начинают с капель и к году увеличивают до 80-100 мл в сутки.
- С 6 месяцев творог с небольших количеств и доводят до50 г в год.
- С 7 месяцев яичный желток с крошки. С 8 месяцев – ½ желтка ежедневно.

Прикорм.

Цель – постепенно ввести ребёнку недостающие пищевые белки, жиры и углеводы, и постепенно отлучить от груди.
Первый прикорм вводится с 4-5 месяцев в виде овощного пюре с целью покрытия дефицита микроэлементов. Прикорм даётся до кормления грудью, постепенно доводится до 150-180 г. Таким образом одно кормление полностью состоит из овощного пюре.
Второй прикорм вводят с 5-6 месяцев в виде каши, постепенно доводя его до 150-200г.
Третий прикорм – с 8 месяцев. Постепенно одно кормление заменяют кефиром или молоком с творогом.
К 8,5 – 9 месяцам ребёнок получает два кормления грудным молоком и три полноценными продуктами.
С 7 месяцев прикорм расширяют введением мясного фарша, доводя его количество до 50-70 г в сутки. Мясо даётся с овощным пюре. С 10 месяцев в рацион вводят рыбу нежирных сортов.
С 11-12 месяцев кормление грудью заменяют цельным коровьим молоком или кефиром с добавлением печенья.


Преддошкольный период.
(1 – 3 года)
В этом периоде дети проявляют высокую двигательную активность, которая сочетается с недостаточной координацией движений. Координация движений совершенствуется к 1,5 годам. Период бодрствования увеличивается до 4-4,5 часов, к 1 году 7 мес. – до 5 – 5,5 часов. Здоровые дети активны, находятся в положительном эмоциональном состоянии.
У ребёнка прогрессивно совершенствуется вторая сигнальная система. Он начинает произносить сложные слова, выполнять словесные просьбы взрослого. К 2 годам совершенствуется ряд умений: ребёнок аккуратно ест, частично раздевается, собирает игрушки после игры.
На третьем году жизни на фоне энергичного нервно-психического развития происходит дальнейшее совершенствование речи. Довольно многообразны эмоциональные проявления у ребёнка этого возраста: он способен обижаться, смущаться и т.п.
Естественно, что кроме нервно-психического развития у ребёнка в этом периоде происходит нарастание массы и длинны тела. Происходит планомерное развитие всех систем организма, что проявляется в изменении их показателей – частоты дыхания и пульса, артериального давления и т.д.


Дошкольный период.
(4 – 7 лет)


Это период первого вытяжения. Значительно нарастает длина тела, увеличение массы тела происходит за счёт мышечной ткани, происходит окончательная дифференцировка органов. В этом возрасте повышается работоспособность ребёнка, повышается выносливость ЦНС.
Дошкольный период характеризуется так же снижением пассивного иммунитета и наработкой активного. Поэтому в этом возрасте преобладают детские инфекции. Увеличиваются заболевания органов дыхания в связи с увеличением числа контактов. Однако в связи с большой подвижность и неспособностью предвидеть ситуацию, в это время на первом месте стоит травматизм.


Младший школьный период.
(7 – 11 лет)



Происходит дальнейшее увеличение массы органов и тела в общем. В следствии этого выявляются недостатки физического развития. Ребёнок получает большие психические нагрузки, пребывает в коллективе, что сказывается на формировании характера, интеллектуальном развитии. Длительные статические нагрузки на позвоночник во время занятий приводит к нарушению осанки. Поэтому в этом периоде особенно большое значение имеет правильный режим дня, при котором происходит чередование психических и видов физических нагрузок. Важное значение имеет режим сна.
Обращаемость к врачу в этом периоде наименьшая. Основные заболевания: нарушения осанки, ожирение, ревматизм, заболевания нервной системы, гастрит.


Старший школьный период.
(12 – 17 лет)




В этом периоде заканчивается физическое развитие организма, его органов и систем. В последнюю очередь происходит окончательное формирование половой системы. Под действием гормонов начинающих функционировать половых желез происходит общая перестройка организма – от внешнего вида до психики, формируются вторичные половые признаки. Нервная и эндокринная системы в этом периоде неустойчивы, поэтому наблюдаются функциональные заболевания различных органов (вегетососудистая дистония, различные дискинезии и т.п.). Большинство заболеваний протекает так же, как у взрослых.



Расчёт веса после года:

-2кг/год < 20кг в 5 лет < + 3 кг/год


Расчёт роста после года:

-8 см/год < 110 см в 5 лет < + 6см/год.



Hosted by uCoz